Кордова: мавры сделали свое дело!

Автор: · Дата: 11 октября 2008 · Комментариев нет

В течение восьми веков на территории современной Испании существовала мусульманская… страна — не страна,  государство — не государство — «сказочная» земля аль-Андалус. Она исчезла с географических карт более пятисот лет назад.
В январе 1492 года испанцы разгромили последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Трофейные богатства этой земли достались испанским королям, которые после победы снарядили на эти средства экспедицию Колумба.
В октябре того же года мореплаватель, как известно, открыл Америку, и началась совсем другая история.
В этой новой истории блеск и слава Кордовы — центра некогда мощной исламской империи — если не забылись, то затерлись.
Впрочем, город и сейчас совершенно лишен провинциальной тоски бывших столиц. Даже руины здесь кажутся не осколками прошлого, а недостроенными дворцами будущего.

Удивительны и полны превратностей судьбы человеческих поселений. Когда-то (в X— XI веках) Кордова — центр единственного мусульманского халифата в Европе — была, вероятно, крупнейшим городом мира, с полумиллионным населением против нынешних трехсот тысяч.
Пока в остальной части континента правили в основном неотесанные тираны, а народ пребывал в суеверии и невежестве, здесь процветали науки и искусства, имелось уличное освещение, работали общественные бани (с утра мылись мужчины, вечером — женщины).
Использовались столовые приборы и стеклянные стаканы.
Ко двору халифов стекались астрономы и врачи, философы и музыканты, историки и просто мудрецы. Ну и конечно, тут мирно сосуществовали три веры — исламская, иудейская и христианская, а также множество этносов, среди которых упоминаются обращенные в магометанство славяне «сакалибы».
Так всегда бывает в просвещенных обществах.
Однако, как гласит арабская пословица, «все достигшее своего предела начинает убывать».

В некотором роде столицей Кордова стала еще при своих основателях — римлянах. Точнее, когда в III веке до н. э. римский претор Марк Клавдий Марцелл дошел до среднего течения полноводной реки Бетис («по-нашему» — Гвадалквивир), где собирался заложить очередной город республиканской провинции Испания

Читайте также:  "4 КОТА" - ресторан с историей. Барселона.

Дальняя (Hispania Ulterior), он уже нашел там большую деревню со смешанным населением. На плодородных равнинах проживали — и поочередно, и одновременно — кельты-иберы, левантийцы, греки, карфагеняне и прочие «законные дети Средиземноморья».

Не встретив особого сопротивления, римляне проложили по соседству свои классические магистрали «кардо» (с севера на юг) и «декуманос» (с запада на восток), которые, пересекаясь, образовали форумную площадь — получился город. Название ему пришельцы, вопреки своему обыкновению, выдумывать не стали, а оставили прежнее, иберийское — Кордуба.

Клавдий Марцелл вряд ли мог предполагать, что маленькое колониальное укрепление вскоре станет процветающей столицей всей провинции с соответствующими привилегиями и даже правом чеканить собственную монету. Однако так случилось — и продолжалось до V века, когда германское племя вестготов, воспользовавшись дряхлостью Римской империи, в полном составе хлынуло в ее западные области.

Римскую Кордубу вестготы разрушили не сразу. Более того, сперва они, напротив, активно спасали ее латиноговорящих жителей от набегов еще более диких вандалов и свевов.

Более ста лет не мешали германцы римско-испанским патрициям спокойно доживать в своих виллах. А поводом к распрям, все-таки приведшим бывшую провинциальную столицу к полному разорению, стало, как ни странно, массовое обращение ее жителей в католицизм.

Сами завоеватели исповедовали арианство, христианскую ересь, осужденную на первом Никейском соборе — причем лично епископом Кордубским Оссием, который там председательствовал. Верное римским папам население города восстало, когда готский король Агила около 550 года устроил конюшню в базилике покровителя города — Святого Ацискла. Восстание даже имело успех, однако вовлекло несчастных кордубцев в вялотекущую войну.

Читайте также:  Испания. По ком звонит колокол спустя 80 лет после Гражданской войны?

Читайте на блоге:

  • Испания. По ком звонит колокол спустя 80 лет после Гражданской войны?14 декабря 2016 Испания. По ком звонит колокол спустя 80 лет после Гражданской войны? (0)
    «В гражданской войне линия фронта невидима, она проходит через сердце человека, и воюют здесь чуть ли не против самих себя. И поэтому, конечно, война принимает такую страшную форму... здесь расстреливают, словно лес вырубают… В Испании пришли в движение толпы, но каждый отдельный человек, этот огромный мир, тщетно взывает о помощи из глубин обвалившейся […]
  • А вы смотрели  испанский фильм «Лола-угольщица»?15 января 2017 А вы смотрели испанский фильм «Лола-угольщица»? (0)
    Лола: «Как бы мне хотелось проснуться утром… и мы будем вместе – испанка и француз, и не будет войны».
    Густаво: «Так давай проживем вместе с этими цыганами один день без родины».
  • Кадис. Для тех, кто любит море, ветер и паруса!4 августа 2016 Кадис. Для тех, кто любит море, ветер и паруса! (0)
    Парусная регата в Кадисе - повод помечтать о море
  • Испания. По ком звонит колокол спустя 80 лет после Гражданской войны? Часть 323 декабря 2016 Испания. По ком звонит колокол спустя 80 лет после Гражданской войны? Часть 3 (0)
    По ком звонит колокол

    Часть 3
    Гражданская война в Испании. 1936-1939.
    Причины поражения испанской республики
     

    Почему же испанская республика потерпела поражение?

    Ни исследования историков, ни работы мемуаристов не дают краткого и простого ответа  на этот вопрос.

    В начале войны у республиканцев царил полный хаос.

    Армия была распущена из-за недоверия к ней после мятежа. Не было единого командования, единого управления, отдельные вооруженные отряды милиции - […]
  • Испания. По ком звонит колокол спустя 80 лет после Гражданской войны?12 декабря 2016 Испания. По ком звонит колокол спустя 80 лет после Гражданской войны? (0)
    "Испания — это двадцать миллионов рваных Дон Кихотов, это бесплодные скалы и горькая несправедливость, это песни грустные, как шелест сухой маслины, это гул стачечников, среди которых нет ни одного „желтого“, это доброта, участливость, человечность”.

Facebooktwittergoogle_pluspinterestlinkedinmail

Рубрика: Кордоба, Новые записи · Запись имеет метки:  



Оставить комментарий или два